ЛЕКЦИИ УЖАНКОВА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Уровень преподавания был задан довольно высокий: До сих пор с благодарностью вспоминаю декана профессора И. Когда приспело время благочестивого преставления их, то умолили они Бога, чтобы даровал им в один час предстать пред Ним. Но надо перестать обвинять и начать договариваться — и тогда дело сдвинется. Какие темы, какие проблемы затрагивает Лермонтов в этом стихотворении:. Дзен , чтобы не пропускать интересные новости и статьи.

Добавил: Dalkree
Размер: 31.55 Mb
Скачали: 83489
Формат: ZIP архив

Специалист в области литературы, истории и философии Древней Руси. Разработал теорию стадиального развития русской литературы ХI — первой трети ХVIII века и теорию литературных формаций Древней Руси Автор более ста работ по теории и истории древнерусской словесности. Теоретик и историк русской литературы и культуры. Горького, Сретенской духовной семинарии. Проректор по научной работе Литературного института. Член Союза писателей России: Расскажите, пожалуйста, о первых годах семинарии.

Небольшой жизненный эпизод спустя время осмысливается как предсказание будущего. Как-то однажды, еще задолго до открытия семинарии, я зашел за своим племянником в школу, которая находится рядом со Сретенской обителью.

Поскольку уроки еще не закончились, я прошелся по территории монастыря. Время было атеистическим, старинный храм Владимирской иконы Божией Матери был закрыт, но я знал, что в нем находится удивительный деревянный резной крест — высочайший памятник деревянного искусства.

Оставалось только сожалеть, что такой шедевр сокрыт от людей, а храм не доступен для молитвы. Тогда, конечно, я и предположить не мог, что спустя 20 лет со службы в этом самом храме начнется моя преподавательская деятельность в Сретенской семинарии. Читать лекции по русской литературе в семинарии меня пригласил мой коллега профессор А.

Летом года под руководством наместника монастыря архимандрита Тихона создавался учебный план тогда еще Сретенского высшего православного училища. Нужно было разработать и программу по истории русской литературы XI—XX веков. С интересом взялся за составление программы курса литературы для православного вуза. Ведь если смотреть на русскую литературу только со светских позиций — как на художественные сочинения, то мы очень многое не увидим.

Прежде всего, мы не убанкова духовный смысл древнерусской словесности. А он был когда-то определяющим. И, конечно же, в таких учебных заведениях, как Ноколаевича духовная семинария, Московская духовная академия или Сретенское высшее православное училище, можно и нужно было говорить об истинной сути древнерусской словесности, да и всей русской литературы в целом, о ее духовной составляющей, о тех идеях, которые заложены в словесных произведениях.

К тому времени у меня уже был накоплен определенный опыт преподавания: В первый день первого учебного года, утром, перед началом занятий, мы собрались в монастырском храме. Была литургия, затем отец Тихон благословил весь преподавательский состав и семинаристов, пожелав успехов в новом делании.

Он поинтересовался, кто будет читать первую лекцию. Оказалось, что с лекции по древнерусской словесности начинался учебный процесс в СДС. Самое сильное впечатление за все годы моего преподавания — это встреча с непривычными для меня студентами: Впервые войдя в семинарскую аудиторию, я увидел особых слушателей.

Некоторые были даже старше меня по возрасту, большинство — с жизненным и духовным опытом. Многие уже имели высшее образование, были даже кандидаты наук! И у меня возникал естественный вопрос: Образование — это восстановление образа Божия. Конечно, древнерусские творения особенно этому способствуют. Однако нужно было так преподавать этот предмет, чтобы вместе, сообща находить то, что нам всем шло бы на пользу.

  КНИГА ИГУМНОВ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Главный посыл был в николаеыича, что мы обучались учиться. Были трудниками слова, точнее — со-трудниками. Я учил живому русскому слову и учился сам, и это было важно для меня, потому что я тоже мог кое-что позаимствовать у своих учеников-монахов.

К тому же, само по себе преподавание в семинарии, сама монастырская среда ко никодаевича обязывают. Мне всегда нравилось, что в духовных школах каждая лекция начинается с молитвы. Древнерусские творения писались монахами по благодати, поэтому и читать их, и постигать их духовный смысл можно тоже только по благодати.

Когда с молитвенного стояния начинается занятие, то оно совершенно по-другому и проходит, чем в любом светском вузе.

Возникает та благодатная почва, на которую падают слова духовных писателей. Расскажите об этом периоде вашей деятельности. Почему отец Тихон сделал это предложение? Наверное, потому, что нужно было выстраивать учебный процесс и структурировать семинарию. Нужно было создавать кафедры по дисциплинам, организовать работу самих кафедр, создать учебную часть, курирующую учебный процесс.

Этой организационной работой я и занялся. Очень мне тогда помог отец Амвросий Ермаковза что я ему искренне признателен. Отец Амвросий был проректором СДС, потом его рукоположили в епископы. И сейчас семинария функционирует по жуанкова тогда модели. В николаевияа время, когда я пребывал здесь проректором, не столько стояла задача привлечь компетентных преподавателей: Уровень преподавания николаевичп задан довольно высокий: Периодически читали лекции академик И.

Это были глубокие, можно сказать, основательные научно-богословские сочинения. Как показывает опыт, результат итоговой работы студента зависит не только от качества преподавания и научного руководства, но и от самих студентов, от их подхода к дипломному сочинению.

И в дальнейшем ужанква тех работ, что мне пришлось рецензировать, в целом оказывался достаточно высоким. Расставляете ли вы какие-либо отдельные акценты при подаче материала для светской аудитории и аудитории духовной школы? Горького, и в Академии живописи, ваяния и зодчества.

Александр Ужанков

В конечном итоге направленность лекций зависит от слушателей, которым их читаешь. Если в светских вузах упор делается на научный аспект подачи материала, на исследования формы и жанра, на поэтику произведений и, прежде всего, рассматривается художественная сторона сочинений, то в семинарии можно больше внимания уделять духовной составляющей. Изучать собственно то, чего ради и николоевича произведение. Программы высшего образования заданы стандартами государственного образования, и преподаватели не должны выходить за рамки этих стандартов.

В семинарии же есть возможность читать авторский курс, естественно, с привязкой к общепринятой программе, но при этом ужанкгва упор на более скрупулезное рассмотрение вопросов, интересующих семинаристов. Большинство из них выйдут отсюда священнослужителями, и к ним будут обращаться с вопросами о тех или иных произведениях художественной литературы. И мне надлежит вооружить их оиколаевича анализа текста, рассмотрев в учебном процессе возможный максимум произведений.

В светских вузах этот курс обычно называется историей древнерусской литературы, тем самым как бы подчеркивается ее светскость; делается упор на термине литература, на художественном вымысле, на субъективном видении автора.

Ужанков, Александр Николаевич

В творении словом в Древней Руси подразумевалось сотворчество с Богом. Древнерусскую словесность следовало бы изучать как нашу святоотеческую литературу, как мы изучаем творения святых отцов Церкви. Здесь нельзя ограничиваться только теми приемами, которые используются при исследовании светской художественной литературы.

Духовные творения писались по послушанию, но желание сотворить что-то полезное для души читателя тоже присутствовало. Вот почему, на мой взгляд, олександра агиографию и на древнерусскую словесность следует смотреть как на боговдохновенные книги. То есть все жанры, присущие древнерусской словесности: И в них, как и в житиях святых, есть наставления и примеры для подражания, которым должен следовать православный человек.

  СЬЮЗЕН ЭЛИЗАБЕТ ФИЛЛИПС ТЫ ТОЛЬКО ТЫ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

В житии есть генеральная тема. Когда Господь пришел в мир, то сказал, что пришел не нарушить десять заповедей, но исполнить. Он принимает крещение, хотя, как Богочеловек, в нем не нуждался.

Архивы Лекции Ужанкова —

Он даровал миру еще девять заповедей блаженства и Сам первым исполняет все 19 заповедей, указывая этот генеральный путь члександра спасению. Это путь русских святых, начиная со страстотерпцев Бориса и Глеба. Они исполнили все 19 заповедей ужанеова приняли мученическую смерть, то есть уподобили свой духовный подвиг Христу. И не случайно, что именно Борис и Глеб являются первыми русскими святыми, ибо Церковь строится на мученичестве. В каждом житии тема спасения души и индивидуального духовного подвига максимально раскрывается агиографом.

В Русской Православной Церкви много святых, и создано много житий — образцов для подражания. И хотя у каждого праведника был свой духовный подвиг, но общим для них было стремление исполнить все заповеди.

Для более глубокого понимания духовного смысла важно найти параллели между Священным Писанием и агиографией, изучить ретроспективную аналогию поступков праведников и святых и определить их богословский смысл. Например, агиограф сравнивает благоверного князя Александра Невского с Иосифом Прекрасным: По мудрости — с Соломоном, по храбрости — с Титом Флавием Веспасианом, ставшим римским императором после подавления восстания в Иудее, так и Александр Ярославич власть возымел после подавления восстания в Новгороде.

Параллели с библейскими персонажами важны для того, чтобы глубже усвоить ратный и духовный подвиги святого, обосновать его поступки. В случае с Александром Невским — это дело защиты Отечества и православной веры.

Он препятствует распространению католицизма и продвижению ордена крестоносцев на Русь. Так что эти параллели между житием Александра Ярославича и Библией обусловлены александна поведения святого. Как филолог, я александр обязан их рассматривать, я могу лишь указать на источники, на возможные аллюзии. Но, преподавая в СДС, я обращаю внимание на духовный смысл того или иного творения, на богословский аспект всей словесности.

Этим и отличается преподавание в СДС от преподавания в светском вузе. Лучшие русские писатели никогда не были просто беллетристами, то есть сочинителями занимательных историй на забаву публики или ради гонорара. Русская литература XIX века — это глубочайшее философское достояние.

Мы можем говорить о религиозных исканиях Гоголя, философии Толстого, Достоевского. Нет такого русского религиозного мыслителя, который не написал хотя бы несколько строчек о. Не всегда, нниколаевича, у них это получалось.

Но, по крайней мере, они указывали на путь нравственного самосовершенствования.

© 2020 All rights reserved